танцевальная деревня на ладоге
ДВИЖЕНИЕ В ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ


Тело на природе

В наших стопах 26 косточек и множество суставов, которые они образуют между собой. Они специально спроектированы так, чтобы подстраиваться ко всем видам поверхности и всем неровностям опоры. Мы можем ходить по песку, по камням, по горам, по льду, по корням деревьев.

К сожалению, городская среда предоставляет нам обеднённое пространство для движения и восприятия. Плоские полы, ровный асфальт, гладкие поверхности, лифты и эскалаторы отнимают у нас необходимость подниматься и спускаться самостоятельно.

Результат присутствия в обеднённой среде таков, что телесно мы не пользуемся всеми возможностями нашего строения. Мышцы задействуются неравномерно, и со временем это сказывается на нашей постуре, на суставах и на здоровье сердечно-сосудистой системы. Мы обретаем не только мышечные паттерны, но и паттерн выстраивания тела, адаптированный к выполнению движений в "плоском" мире.

В отсутствии привычки двигаться в "пересечённой местности", любые прыжки с камня на камень, лазание вверх и вниз по склонам, ходьба по неровностям становятся для городских жителей чем-то вроде экстрима. Вызывают чувство опасности и грозят травматизмом, даже у сравнительно молодого поколения людей.

Что же происходит с танцем? В контактной импровизации мы обучаемся взаимодействию с гравитацией, выстраиванию тела в моменты принятия веса и приземления. Но, практикуя в городе, наши привычные мышечные ответы оказываются приспособлены только к условиям гладкого твёрдого пола и наличию стен.

С этой точки зрения, среда, которую мы выбираем для телесной практики, может рассматриваться как часть самой практики, как "партнёр", который может нас чему-то научить.

Разница между "неудобной" и "удобной" средой тогда будет в том, собираюсь ли я отрабатывать заранее выученные формы, или я буду практиковать телесную внимательность, адаптируя своё тело и движение к новым условиям.

Более 12 лет опыта проведения танцевальных занятий на природе показали нам, что люди, привыкшие танцевать или двигаться в городской среде, попадая в естественные ландшафты, быстро устают. Скажем, если в норме контактный джем в студии может спокойно длиться 3-4 часа без перерыва, то на природе вот так слёту это не получается, танцующие быстро "выдыхаются".
Почему? Не будучи приспособленными к неровной поверхности, они прикладывают намного большие усилия, чтобы воспроизвести свой "знакомый" танец.
Работа, которую мы совершаем вместе с участниками ладожского фестиваля, состоит в том, чтобы прийти в природную среду и научиться у неё. Открыть свой телесный ум, свои суставы, своё восприятие для новой информации, для постоянно меняющейся поверхности. Перестать ожидать привычного плоского твёрдого под ногами, заменить это ожидание на постоянное чуткое слушание, и сделать это чуткое слушание основой своего движения.

При таком отношении и небольшом количестве практики, местность становится удобной и безопасной. Мы возвращаем себе способность быстро передвигаться по камням, ходить по неровностям с закрытыми глазами, танцевать без усилий, пользуясь предложениями ландшафта, радоваться возможности кувыркаться в песке, кататься по мягкому мху и обтекать препятствия. И тогда снова джемы становятся долгими, насыщающими, наполняющим силой.

Благодаря такой практике, тело вспоминает о богатстве своих возможностей, внимание привыкает быть расширенным, а наше телосознание становится менее "плоским" и более "заковыристым".

Авторы: Анастасия Саевич, Мария Грудская, Александра Безроднова, преподаватели контактной импровизации и соматических практик, организаторы ежегодных фестивалей Танцующая Деревня на Ладоге #ladogadance и Water and Land Contact Festival #ci-thai
Made on
Tilda